Вьетнам и ЕАЭС: новые горизонты развития

Для России и Вьетнама, как и для пространства ЕАЭС в целом, 2016 год стал определяющим.  Еще в начале года на XII съезде Коммунистической партии Вьетнама власти подтвердили свой курс на расширение и углубление международных отношений. Об этом же говорится и в новой концепции внешней политики Российской Федерации, в ней подтверждается высокое значение стратегического партнерства с СРВ.

Что касается торгово-экономической отрасли, то здесь также заметна положительная динамика. Так, по данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев 2016 г. объем взаимной торговли составил $ 2,5 млрд.

Кроме того, на рост экономических показателей повлияло вступление в силу соглашения о зоне свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС 5 октября 2016 года. Само соглашение было подписано более года назад, а именно 29 мая 2015 года в Казахстане, оно стало первым региональным торговым договором между Союзом и третьей стороной.

Ожидания от этого события большие. Прежде всего, это будет способствовать увеличению вьетнамско-российской торговли для достижения намеченного на 2020 год показателя в $10 млрд. Кроме того, активная реализация соглашения с 2017 года расширит торгово-экономическое взаимодействие Вьетнама с другими членами Союза.

Несомненно, данное соглашение позволит России усилить политическое влияние в регионе. Оно даст новый толчок в развитии российско-вьетнамских отношений. С другой стороны, оно усилит евразийскую интеграцию, отвечающую вызовам современности.

В этой связи, главная возможность предоставляется российскому экспорту. Вьетнам открывает свой рынок для сельскохозяйственной продукции, растительного масла, корма для животных и алкоголя. Сегодня же в российском экспорте во Вьетнам превалируют машины и оборудование, нефтепродукты, пластмассы, автомобили и другое.

Кроме того, одним из обязательств Соглашения является снижение ставок ввозных таможенных пошлин. Это позволяет поставлять на рынок Вьетнама конкурентоспособную продукцию, для которой будут снижены или отменены ввозные таможенные пошлины. Данный пункт создает определенные предпосылки и для экспорта товаров, ранее не поставляемых из-за высокой цены.

Со стороны Вьетнама же ожидается рост поставок рыбы, риса, фруктов, овощей. А также товаров легкой промышленности, бытовых изделий, электронного оборудования.

Однако многие направления экономического сотрудничества остались за рамками соглашения. Под либерализацию не попали обширные группы товаров. Так, ЕАЭС защитил мясо, молоко, сахар, а Вьетнам изделия из драгоценных металлов, отдельные виды мяса и другое. Соглашение не коснулось и трудовой миграции, что является острой проблемой для Вьетнама. Оно не вносит изменения в визовый режим и не предполагает изменения квот на иностранную рабочую силу.

Сдерживающим фактором роста экспортно-импортных операций России и Вьетнама может стать и отсутствие во Вьетнаме необходимой инфраструктуры и технической базы, как минимум модернизированных портов для приема российских грузов. Безусловно, это будет способствовать росту российских инвестиций во Вьетнам и развитию сотрудничества в области судостроения и портостроения.

Подводя итог, стоит отметить, что возможности для сотрудничества открываются хоть и не глобальные, но необходимые. Экономия от одной отмены пошлин для экспортеров, по мнению экспертов, может составить около 40 миллионов долларов, и это только за первый год. Будет ли реализация Соглашения способствовать усилению интеграции ЕАЭС и значительному увеличению товарооборота? Покажет только время.

В новом же, 2017 году, перед странами стоят задачи по развитию двусторонней торговли, а также по созданию совместных организаций, ориентированных на выход на рынки третьих стран. Расширение взаимодействия также планируется в нефтегазовой, энергетической, военно-технической, оборонной сферах.

Ольга Бирюкова, руководитель Центра евразийского сотрудничества и развития (ЦЕСиР)

Источник: Журнал «Партнер ЕАЭС»