МТК «Север-Юг» как региональный интегрирующий проект

Международный транспортный коридор «Север-Юг» — это коридор мультимодальной транспортировки, созданный 12 сентября 2000 года в Санкт Петербурге Ираном, Россией и Индией с целью увеличения транспортного взаимодействия среди государств — участников. Коридор соединяет Индийский Океан и Персидский залив с Каспийским морем через Республику Иран, а затем соединяет с Санкт Петербургом и Северной Европой через Россию.

Сегодня в состав стран-участников  вошли 11 новых государств: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Турция, Республика Украина, Республика Беларусь, Оман, Сирия, Болгария (наблюдатель).

О развитии проекта говорили в Москве 7 декабря 2016 года в рамках конференции по  международному транспортному коридору «Север-Юг». В мероприятии приняли участие представители бизнеса и правительства каждого государства — участника международного транспортного коридора.

В настоящее время перевозки носят демонстративный характер. Постепенно предпринимаются меры для регулярного запуска маршрута. Как заверил заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов,  со стороны России обеспечивается сохранность перевозок и соблюдение сроков, все процессы происходят в рабочем высококачественном режиме.

Также активную работу начали Индия и Иран, заключившие стратегически важное соглашение. «Было время, когда проект не развивался, сегодня же мы думаем амбициозно, — заявил Посол Индии в России г-н Панкадж Саран, — У Индии растущая экономика, и мы хотим связать нашу экономику со странами, через которые проходит транспортный коридор. И я уверен, что в 2017 году мы увидим прорыв».

О необходимости развития транспортного коридора говорил и посол Исламской Республики Иран в России г-н Мехди Санал. По его словам, МТК — это большой региональный проект, который дает исключительную экономическую возможность странам-участницам и регионам, а также сокращает транспортные расходы на 30%.

Однако, несмотря на положительные стороны, проект следует доработать во многих аспектах. Как отмечали эксперты, необходимо обратить внимание на развитие портовой инфраструктуры как связующего звена. Также уже сегодня страны должны унифицировать правила, которые замедляют движение грузов. Кроме того, намного упростит движение создание единой таможенной зоны, а также оптимизация маршрутов.

В среднем сегодня время перевозок составляет 22 дня. По словам директора по развитию бизнеса АО «РЖД Логистика» г-на Дениса Мазурина, страны-участницы сталкиваются со многими проблемами, которые следует решать в ближайшее время. Например, на сегодняшний день недостаточно грузоотправителей в Индии, России, Иране знают о возможностях коридора. Более того, приходится оформлять пять перевозочных документов вместо одного, также на лицо нехватка контейнерного парка и отсутствие развитого морского сообщения между индийскими и иранскими портами.

Решением этих проблем могут стать налаживание регулярного сервиса и потока по данному коридору и его активного продвижения на рынках, оформление единого транспортного документа.

Таким образом, эксперты пришли к общему выводу, что, несмотря на существующие недостатки международного транспортного коридора «Север-Юг», реальной альтернативы МТК нет. Поэтому все страны-участницы должны приложить все усилия для активной реализации проекта. К тому же, бизнес уже сейчас проявляет инициативу и готов осуществлять поставки, так как это наиболее удобный способ транспортировки для них.

Текст: Анна Максимова

Фото: Пресс-служба ЦЕСиР

Смотреть фотографии