Специальное интервью руководителя ‪ЦЕСиР‬ Ольги Бирюковой для портала АгроXXI

Руководитель Центра евразийского сотрудничества и развития (ЦЕСиР) Ольга Бирюкова о Международной ‪выставке сельскохозяйственной и продовольственной продукции, которая состоялась в Китае с 20 по 25 апреля 2016 г. 

Как была организована выставка в Китае и в чем ее принципиальное отличие от российского формата?

Международная ‪выставка сельскохозяйственной и продовольственной продукции была организована Правительством г. Вэйфан, провинции Шаньдун, КНР при поддержке нашей организации – Центра евразийского сотрудничества и развития. Следует отметить, что российские производители приняли участие при полной поддержке Правительства г. Вэйфан с предоставлением бесплатных выставочных площадей и комфортабельного проживания, были заранее подготовлены целевые B2B встречи.
Принципиальное отличие китайской выставки от российского формата заключается в том, что в Китае выставка и ярмарка представляет собой одно целое. Ее посещают люди, которые хотят купить продукцию. Потенциальные закупщики смотрят на спрос и реакцию покупателей. Такие выставки обычно проходят длительное время, от 3-х дней до 1 месяца. Как правило, во время выставки проходят шоу, направленные на привлечение большого количества участников. За время проведения выставки можно понять интерес, вкусовые особенности потребителя и привлекательность бренда. Если ваша продукция нашла особый интерес у потребителя, то покупатель может прийти несколько раз, и это хороший знак для оптовика.

Какие практические результаты для российских экспонентов были достигнуты по итогам выставки?

У российских производителей была возможность не просто представить свою продукцию на потенциальном рынке, но и сделать первую поставку, которая и после выставки стала доступна для покупателей в торговых точках Пекина и городов провинции Шаньдун. Еще одним результатом делового визита стало предоставление ‪ российским производителям, партнерам ‪ЦЕСиР при поддержке правительства г. ‪Вейфан  торговых площадей в 2000 кв.м. для продвижения и продажи своей продукции в торговых центрах при свободной экономической зоне. В этой зоне расположена ярмарка оптовой импортной продукции сельского хозяйства, кондитерских изделий, бытовой химии и многого другого. А само здание предусматривает хранение морской продукции, мяса птицы, фруктов и овощей, также там располагаются специализированные складские помещения, что является огромным преимуществом для торговых компаний.
По итогам делового визита была проведена консультационная поддержка экспонентов по тонкостям ведения бизнеса с Китаем и возможным рискам, с которыми часто сталкиваются производители.

Что запомнилось?

Программа для российских делегатов была очень насыщенной и продуктивной. Так, были организованы встречи с представителями и владельцами крупных торговых сетей, например, Aigo, которые выразили желание закупать российскую продукцию. Итогами встречи стала договоренность о создании  российско-китайской компании для продвижения российской продукции.
Следует отметить, что не только российские производители совершают ошибки при выходе на китайский рынок, но и китайские потребители страдают от попадания в торговые сети фальсифицированной продукции якобы произведенной в России, свидетелем чего стали делегаты. В связи с этим мы ведем работу по созданию специализированной межнациональной системы оценки качества российской продукции на китайском рынке.

Что важного для сотрудничества российско-китайского агросектора было отмечено?

Несмотря на большую ёмкость китайского рынка в плане потребления продукции российского аграрного сектора существуют значительные государственные препоны, как на уровне законодательства с обеих сторон, так и на уровне бизнеса. Российским поставщикам следует подробно и внимательно изучать китайское законодательство, а лучше обращаться к специализированным консалтинговым организациям, прежде всего, юридическим, которые не просто ведут бизнес в Китае, а сами сталкивались с трудностями и успешно их преодолевали. Необходимо понимать ограничения по ввозу импортной продукции в Китай, закрепленные на законодательном уровне. И уже от этого выстраивать конкретные шаги по выходу на рынок Китая.
Что касается бизнеса, то китайские игроки готовы не только закупать продукцию из России, но и заинтересованы в инвестировании предприятий, на которых у них была бы возможность выстраивать процесс производства с целью получения продукции нужного им качества и характеристик.
Однако и в России существуют  ограничения по осваиванию земель в определенных регионах, поэтому и в этих вопросах без юристов не обойтись. В нашем Центре мы помогает партнерам и рекомендуем надежного контрагента для обеих сторон. Зная все эти ограничения заблаговременно, и выстроив правильные процессы взаимодействия, обе стороны могут достичь успеха в сотрудничестве.

Что можно в общем и целом сказать о китайском агросекторе и какие есть интересные тенденции и особенности.

Китайский агросектор во многом испытывает влияние плохой экологической ситуации в стране, на прилавках большое количество некачественной продукции. Сельское хозяйство Китая сталкивается с существенной нехваткой пресной воды из-за сравнительно небольшого количества природных осадков. Качество аграрных земель быстро ухудшается.
Граждане Китая всё больше ценят экологичность и натуральность товара, поэтому китайские потребители вынуждены обращать свое внимание на продукцию из зарубежных стран. В связи с вышеизложенными причинами российская продукция априори считается значительно более высокого качества, поэтому экспорт сельскохозяйственной продукции из России в Китай стремительно растет. По данным Минэкономразвития рост составляет в среднем 50% по основным культурам, традиционно экспортируемым из России. Для этого при поддержке правительства создаются Центры импортного питания, один из которых находится в городе Шэньчжэне, а другой в Шанхае. Эти центры призваны обеспечить работу местных торговых сетей.
Традиционно Китай является импортером мяса и мясных субпродуктов. Это могло бы быть очень интересно российским производителям.  Однако до настоящего времени действуют временные ограничения на ввоз этого вида продукции из России в Китай, которые Пекин ввел из-за неблагополучной ситуации в Российской Федерации по ряду болезней животных.
Однако если говорить о перспективах, недавно в Санкт-Петербурге по итогам встречи российско-китайской постоянной рабочей группы по вопросу сотрудничества в сфере карантина животных и растений и безопасности пищевой продукции был подписан протокол, в котором зафиксированы конкретные действия по поддержке взаимной торговли продукцией животного и растительного происхождения. Это пока только на бумаге, но я верю, что это первый и большой шаг на пути снятия ограничений, поэтому уже сейчас рекомендую нашим производителям готовиться к выстраиванию отношений с, как известно, неторопливым партнером из Китая, изучать рынок.

Чем отличается господдержка агросектора в Китае и в России?

В России государственная поддержка реализуется в виде дополнительных субсидий малому и среднему предпринимательству на так называемые фермерские хозяйства. Субсидии позволяют начать свой бизнес, приобрести необходимое оборудование. Также одной из отличительных черт политики в области сельского хозяйства является импортозамещение.
Китай имеет схожую систему государственного регулирования и поддержки агросектора, в том числе и кредитование сельских товаропроизводителей. Особое внимание уделяется вопросу экологии и повышения качества жизни в сельских районах.
Особенно следует помнить, что китайское правительство заботится о развитии внутреннего производства, которое строго регулируется законодательно. Так при всем недостатке злаковых культур ввоз ее из других стран строго ограничен и квотируется на государственном уровне. Эта мера, по мнению правительства, должна стимулировать развитие земель в Китае и выращиванию своей пшеницы.

Вопросы задавала Анна Медведева агропромышленный портал АгроXXI