«Время собирать камни»

Как вовлечь молодежь в процесс формирования единого евразийского пространства? Ответ на этот вопрос получили 27 июля 2016 г. в рамках круглого стола с элементами мозгового штурма по теме «Механизмы и инструменты вовлечения социально активной молодежи в изучение и анализ общественно-политических и социально-экономических процессов на евразийском пространстве». Целью круглого стола стала организация площадки для обсуждения на государственном уровне роли активной молодежи в формировании единого евразийского социально-экономического пространства, а также выработка механизмов и инструментов поддержки пассионарной молодежи и масштабное вовлечение в этот процесс социально активных молодых людей.

Программа круглого стола была очень насыщена и включала в себя серию импульсных докладов. Например, доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий рассказал рецепты, как научить молодежь мечтать. «Есть время «разбрасывать камни» и время «собирать камни». Сейчас «камни разбросаны». У молодежи наступает время «собирать камни», —  отметил он.
Также эксперты говорили о необходимости взаимодействия молодежи и старшего поколения. «Молодежи принадлежит будущее, но настоящее старшему поколению. Поэтому обязательна синергия во взаимодействии поколений», — поделился президент Фонда В.В. Вольского Сергей Батчиков. А историк, обществовед, публицист Андрей Фурсов сделал акцент на том, что «интеграция – это не вопрос жизни, а вопрос выживания» и на общеизвестное выражение «знание обязывает к действию» он заявил, что «любое действие невозможно без знания».

Продолжилась работа в формате «Банк идей лидеров общественного мнения и молодежных экспертных организаций», в котором общественные лидеры поделись идеями и инициативами на тему интеграции молодежи России в социально-политическое пространство ЕАЭС. Например, руководитель ЦЕСиР Ольга Валерьевна Бирюкова рассказала об опыте вовлечения молодежи и экспертов в новые проекты. Она отметила, что в настоящее время подрастающая молодежь не обладает достаточным уровнем социальной, политической и экономической ответственности, а также самоидентификацией, необходимой для воспитания нового гражданина России. По словам эксперта, наблюдается не только сниженный запрос от молодежи, но и, как показывает практика, необходимость государства в новых лидерах, реализуемая через специальные организации, практически отсутствует.

«Решением может стать путь воздействия через внегосударственные программы при государственной поддержке на социально неоформленные группы граждан: дети и школьники до 18 лет. Данная инициатива осуществима через крафтовые и туристические события совместной деятельности или отдыха российских и иностранных детей на территории России, — дополнила руководитель ЦЕСиР, —  Таким образом мы вкладываем зерно будущего сотрудничества в душу неоформленной личности, способной меняться и менять других. Мы работам через механизмы мягкой силы, создавая новое, иностранное лояльное к России общество».

В заключение мобильные интеллектуальные группы работали по имитационной модели «Стратегия успеха научно ориентированного НКО в ЕАЭС». Имитационная модель для мозгового штурма представляла собой гипотетическую ситуацию: «Команда из пяти независимых молодых экспертов-интеллектуалов стремится к созданию НКО и получению контракта на социально-экономическое исследование, направленное на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Команду также устроил бы и менее желательный вариант — подключение к уже действующему экспертному центру на условиях сохранения независимого статуса и достойного материального вознаграждения за идею НИР. Идея НИР — разработка идеологии ЕАЭС и продвижение ее среди молодежи посредством современных коммуникационных средств.

Усилиями мобильных интеллектуальных групп были проработаны четыре сценария возможного развития ситуации:

Сценарий № 1. Позитивный. Команда создает НКО и успешно заключает первый контракт на реализацию НИР.

Сценарий № 2. Умеренно позитивный. Команда подключается к действующему экспертному центру на взаимовыгодных условиях.

Сценарий № 3. Умеренно негативный. Команда вынуждена согласиться на участие в НИР действующего экспертного центра для выживания. Ни тема, ни цель, ни условия реализации работ командой не считаются удовлетворительными. Однако команда готова на временные неудобства в надежде на последующий успех.

Сценарий № 4. Негативный. Команда не добивается намеченных целей и альтернативных удовлетворительных результатов. Не видя перспективы, команда расформировывается до лучших времен.

По итогам работы круглого стола участники пришли к выводу, что существует ряд трендов, характеризующих особенности информационной и концептуальной среды, которая способствует вовлечению молодежи в анализ интеграционных процессов ЕАЭС.

  1. Критически низкий уровень осведомленности молодежи (а в некоторых случаях и экспертов) в базовых концептуальных и текущих специализированных по направлениям вопросах евразийской интеграции.
  2. Осведомленная молодежь (от 18 до 34 лет) стран ЕАЭС в целом положительно относится к евразийской интеграции.
  3. Молодежный кластер общества является весьма пассионарным, что делает его одним из приоритетных для информационного воздействия и формирования лояльности, поскольку проект ЕАЭС рассчитан на широкую перспективу и в итоге именно от молодежи будет зависеть его успех. В данный момент формируется фундамент Союза, качественно новую форму он приобретет именно благодаря молодежному кластеру общества.
  4. При достаточно большом количестве программных документов, в которых декларируются ориентиры и принятые решения о развитии тех или иных направлений евразийской интеграции, в настоящее время не существует единого основополагающего стратегического комплексного прикладного документа. Формально эта функция возложена на Договор о ЕАЭС, но требуется более детализированный документ, содержащий аналитические и прогнозные данные, которые бы концептуально подкрепляли тот или иной аспект интеграции.
  5. Остается открытым вопрос, какова должна быть модель евразийской общественной дипломатии и роль общественных организаций как неотъемлемой части этой модели.
  6. При всем разнообразии и комплексности решаемых задач, в том числе в контексте оказания экспертно-консультативной поддержки по вопросам оптимизации процессов экономической интеграции, общественные организации стран ЕАЭС не интегрированы и не вовлекаются в процесс с помощью мягкой координации.
  7. Базовые принципы евразийской интеграции не вполне понятны широким слоям общества: лишь небольшой процент населения способен аргументированно объяснить, какие выгоды несет данное объединение.
  8. Глобальные оппоненты России захватили лидерство в гуманитарных международных взаимодействиях посредством высокоэффективной «общественной дипломатии» и «мягкой силы». В России эта сфера за прошедшие пять лет приобрела немалый потенциал. Но остается ряд системных проблем: низкая динамика, нескоординированность, отсутствие пошаговых регламентов, алгоритмов и дорожной карты общенациональных действий в реализации общественной дипломатии.
  9. В России принята (помимо Стратегии национальной безопасности и Концепции внешней политики Российской Федерации) подпрограмма «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность». В США такого рода документ автономен и возведен в ранг Национальной стратегии США по общественной дипломатии и стратегическим коммуникациям.
  10. Если в целом рассматривать высшее образование как стартовую площадку для работы с молодежью, то российские вузы из-за низких позиций в рейтингах менее привлекательны для иностранных студентов, чем вузы США и Великобритании.

В свете указанных трендов залогом успешного вовлечения социально активной молодежи в изучение и анализ общественно-политических и социально-экономических процессов на евразийском пространстве является следующее.

  1. Создание высококлассного информационного поля в интересах стабильного и эффективного взаимодействия молодых экспертов-аналитиков стран ЕАЭС. Ключевые принципы концепции мультипортала должны учитывать сетевой принцип формирования контента, плотную завязку мультипортала на социальные сети и народную ориентацию при сохранении высокого экспертного уровня, историчности и ценностных ориентиров, а также располагать современной технологической платформой и отличаться креативным дизайном.
  2. Выпуск методических материалов по проектному менеджменту общественных организаций с упором на методы современного администрирования, включающих в себя использование соответствующей проектной документации, внедрение современных методов планирования ресурсной базы организации и других аспектов деятельности.
  3. Формирование базы основных учреждений и структур, которые готовы и способны оказывать поддержку молодым экспертам-аналитикам.
  4. Нормативно-правовое обеспечение вовлечения молодых экспертов в аналитические исследования евразийской интеграции.
  5. Обеспечение прозрачности, объективности и диверсифицированности процедуры привлечения тех или иных экспертных и научных центров к реализации аналитических исследований процессов евразийской интеграции.
  6. Формирование экспертной базы на основе отбора специалистов по единому для ЕАЭС стандарту квалификационных требований. Данная база могла бы включать в себя рубрику «Молодые эксперты» и использоваться при привлечении подрядчиков к реализации НИР.
  7. Разработка и реализация полномасштабной стратегии, программы и плана мероприятий по углублению экспертной интеграции в рамках ЕАЭС.

Текст: Пресс-служба ЦЕСиР на основе материала ИНЭС РАН

Фото: ИНЭС РАН

Смотреть фотографии