VI Российско-Китайский форум «Бизнес с Китаем: оптовая торговля». Северная столица в развитии деловых отношений между Россией и Поднебесной

Руководитель отдела международного сотрудничества ЦЕСиР, Елизавета Семенова, выступила экспертом в VI Российско-Китайском форуме «Бизнес с Китаем: оптовая торговля», который прошел в Санкт-Петербурге, 9-10 декабря. Основными темами Форума стали вопросы оптовой торговли России и Китая в фокусе развития трансграничной торговли. Представители власти и бизнеса, ведущих ассоциаций, аналитических агентств выступили экспертами Форума.

На церемонии открытия первый заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Вадим Окрушко отметил, что ежегодный Форум позволяет более широко оценить преимущества российского рынка и является эффективной деловой площадкой для дальнейшего развития сотрудничества в сферах промышленности, инвестиций и торговли между Китаем и Россией. В свою очередь консул Китая по торгово-экономическим отношениям Ван Фэн Тай подчеркнул значимость Санкт-Петербурга в развитии деловых китайско-российского отношений: «По данным таможенной службы Северо-Западного федерального округа за третий квартал текущего года товарооборот между Китаем и Санкт-Петербургом составил 3 млрд 711 миллионов долларов. Стоит отметить и рост объема экспорта из Санкт-Петербурга в Китай − 587 миллионов долларов. Это говорит о том, что Санкт-Петербург имеет богатый потенциал и большие перспективы для взаимодействия в разных областях бизнес-партнерства».

Ключевым событием деловой программы стало пленарное заседание «Настоящее и будущее российско-китайской оптовой торговли в фокусе развития технологий трансграничной торговли», где участники проанализировали структуру оптовой российско-китайской торговли с учетом кризисных явлений в экономике, обсудили изменения торговых отношений двух стран, озвучили проблемные зоны и перспективные методы взаимодействия. Так, согласно показателям I полугодия 2015 года товарооборот между Россией и Китаем составил всего 44,5 млрд. долларов, что почти в два раза меньше ожидаемых прогнозов аналитиков. Экспорт и импорт России также снизился и составил 21,57 млрд и 22,93 млрд долларов соответственно. По словам заведующего кафедрой логистики и торговой политики СПбГЭУ, руководителя научно-образовательного центра «Логистика» Владимира Щербакова, замедление торговли обусловлено общей геополитической напряженностью, падением мировых цен на энергоносители и сырье, снижением покупательской способности граждан РФ, нисходящим трендом во внешней торговле Китая. «Для решения этой проблемы необходимо создать торгово-политический консенсус России и Китая, который включил бы в себя региональное партнерство в рамках реализации проектов Экономического пояса Шелкового пути. Также необходима разработка совместных координационных программ в области торговой политики и создание комплекса зон свободной торговли», – отметил спикер.

В ходе конференции «Китайский рынок: окно возможностей для китайских поставщиков» участники обсудили особенности экспорта российских товаров в КНР и пришли к общему выводу, что самостоятельный выход на китайский рынок не приведет к успеху: Китай очень большая страна, в ней насчитывается порядка 7 диалектных групп, есть определенные тонкости на рынке, которые под силу в короткие сроки освоить только местным специалистам.

Кроме этого, существует множество мифов, которые мешают экспортно-ориентированным компаниям выходить на рынки Китая. «Например, к мифу можно отнести заблуждение о том, что правила ведения бизнеса в Китае такие же, как в Европе. На самом деле это ошибка, многие уже сумели в этом убедиться. Следует выделить миф и о том, что у российских компаний нет конкурентов в Китае. Однако с ними могут соперничать компании из Казахстана и Турции, предлагая  экологически чистые продукты», – отметила в своем выступлении Руководитель отдела международного сотрудничества ЦЕСиР Елизавета Семенова.

Также она рассказала о российских продуктах питания, которые востребованы в Китае. К ним относятся: мед (пчеловодческие ассоциации, кустарное производство), соя, детское питание, мороженое, шоколад, масло и т.д. «К поощряемым к ввозу в Китай продуктам можно отнести – детское питание, экологически чистые продукты, высокотехнологичные товары», – дополнила она и поделилась опытом преодоления барьеров в вопросах выхода экспортноориентированных компаний на рынок КНР.

На экспертной сессии «Кризис оптовой торговли: причины и сдерживающие факторы. Выработка предложений по преодолению кризиса» участники рассмотрели аспекты трансграничной торговли в условиях нестабильного валютного рынка. Подробнее о ведении расчетов на китайском юане и его положении на валютном рынке рассказала Ирина Кючукова, начальник отдела валютного и денежного рынков Северо-Западного филиала «Московская биржа»: «Согласно данным международной системы расчетов SWIFT, юань находится на пятой позиции и примерно в октябре 2016 года будет включен в корзину резервных валют, поэтому все больше компаний переходит на расчет с контрагентами в этой валюте. Для снижения расходов во время расчетов с китайскими партнерами лучше заранее ознакомиться с прогнозами роста валюты, прибегнув к услугам брокеров, также это ускорит взаиморасчет».

Разобраться в механизмах влияния культуры на бизнес и понять, как обратить всю мощь культурных традиций, особенностей, различий, на благо производственно-коммерческой деятельности постарались участники экспертной сессии «Онлайн-ритейл: Новый Шелковый путь от дистрибьюторов к производителям». Так, по словам эксперта в области межкультурных отношений бизнес Школы глобализации (School of Globalization) Пола Кэрола, главное составляющее успешного бизнеса – это понимание психологии клиентов.

В целом можно отметить, что Российско-Китайский форум «Бизнес с Китаем» стал одной из крупнейших на территории России и СНГ площадкой по российско-китайскому взаимодействию.

ЦЕСиР на основе материалов «Вектор-экспо»

Фото: «Вектор-экспо»

Смотреть фотографии