ПШЕНИЦА, МЕД, ЛЮБОВЬ И ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

В Москве в КВЦ «Сокольники» на площадке Oconnect 7 и 8 апреля состоялся международный VII российско-китайский форум «Бизнес с Китаем»

В рамках форума эксперты и гости мероприятия обсудили финансовые инструменты для создания и регулирования деловых отношений между предпринимателями обеих стран. Также участники Форума побывали на тематических экспо-зонах «Логистика и ВЭД», выставка товаров «Made in China», презентация мебельных туров. Для участников Кантонской ярмарки организаторы устроили закрытую встречу с целью обмена опытом и полезной информацией.

Зачем китайские инвесторы вкладываются в бизнес-информирование

Как рассказал Альфред Хамзин, управляющий партнер компании-организатора «Вектор-Экспо», главной задачей Форума являлось укрепление российско-китайских связей путем уникального алгоритма взаимодействия между бизнесменами. Это подробный анализ проблем, чаще всего возникающих на пути делового партнерства, эффективные методики решения и возможность сторон напрямую договариваться друг с другом. На данный момент Форум считается практически единственной высоко профессиональной площадкой для встреч начинающих и опытных бизнесменов с авторитетной деловой репутацией.

В недалеком будущем китайские гиганты на рынке оптовой онлайн-торговли, компании OConnect и Osell, планируют вложить более 20 млн долларов в 5 шоу-румов, склады, логистику, рекламу и PR на территории России. Эти данные озвучил Чжао Tao, главный исполнительный директор Chongqing OConnect Cross-Border E-commerce. Компания планирует создать в России склады для оперативной доставки товаров «к двери» площадью около 5 тысяч квадратных метров. По мнению руководства компании, сотрудничество между российским и китайским бизнесом могло бы быть более продуктивным, если бы не взаимное недоверие и языковой барьер. Именно в снятии этих барьеров видит свою миссию сервисная B2B платформа из Китая.
Отметим, что модератором Форума выступил известный специалист в сфере российско-китайских отношений Эраст Галумов, главный редактор журнала «Москва-Пекин», не понаслышке знакомый с текущей ситуацией, обсуждаемой на Форуме. В качестве спикеров были приглашены такие знаковые лица как Андрей Царенко (Президент русско-азиатского Центра делового сотрудничества), Маргарита Федотова (русско-азиатский Союз промышленников и предпринимателей), Борис Остроброд (основатель компании SELA), госпожа Юань И (директор юридической фирмы ООО «ДиЭйчЭйч), Анна Королева (исполнительный директор Центра Евразийского сотрудничества и развития) и другие.

Российская пшеница Китаю пригодится

Основные агрокультуры Китая — это рис и овощи. Что же касается ввоза в страну продукции, то Китай считается одним из основных потребителей зерновых в мире. А Россия активно позиционирует себя на продовольственном рынке как крупный поставщик зерна (особенно пшеницы 4 класса) на протяжении последних пятнадцати лет, постоянно расширяя географию поставок.

В 2014—2015 году был отмечен очередной исторический рекорд российских поставок продовольственной пшеницы 4 класса — 22,3 млн тонн. Также растет вывоз за рубеж кукурузы и ячменя. Основной объем зерна на экспорт приходится в страны Ближнего Востока и Северную Африку. Турция традиционно закупает у России пшеницу, Саудовская Аравия и Иран — пшеницу, ячмень и кукурузу.

Медовые перспективы

Не секрет, что для многих российских предпринимателей перспектива вести бизнес с партнерами из Китая кажется весьма заманчивой. Тем более, что есть наглядные примеры супер-успешного сотрудничества.
В январе 2016 года товарооборот между Россией и КНР составил 4,99 млрд долларов. По словам Андрея Царенко, наблюдается тенденция к ежегодному увеличению количества совместных проектов относительно не только индустриальной торговли и IT-продуктами, но и тех, что касаются агропромышленного комплекса.

Анна Королева подтвердила, что сегодня в Китае происходит настоящий бум на эко-продукты, очень востребованы мед, сухое и сгущенное молоко, пиво, квас. «Могу сказать, что мед по сути беспроигрышный вариант, — отметила Анна Королева. — Поскольку среди китайцев много сторонников ЗОЖ и адептов долголетия, они потребляют много меда. Используют его как лечебное средство даже в косметологии. Если вы помните, то когда в Китае произошел массовый мор пчел на пасеках, они стали активно закупать мед у поставщиков из других стран».

В повышенном спросе на вышеуказанные продукты отчасти виновата сложная экологическая обстановка в Китае. Огромные производственные мощности повлияли на окружающую среду не лучшим образом, тогда как в России с резким уменьшением заводов и фабрик сложилась обратная картина. Фермеры вполне могут производить столь востребованные экологически чистые продукты с пометкой BIO особенно сейчас, когда правительство РФ пообещало сельхозпроизводителям всяческую поддержку. Однако для поставок в Китай следует знать множество нюансов.

«Большинство проблем российских поставщиков, которые собираются заявиться на китайский рынок, можно перечислить по пунктам. — Говорит Анна Королева. — Первое, это незнание рынка, которое зачастую происходит из-за незнания языка. Поскольку мы в числе прочего активно помогаем производителям продуктов питания, то достаточно часто сталкиваемся с тем, что российские бизнесмены понятия не имеют что на самом деле требуется китайским потребителям, так как в силу языковой безграмотности не могут проанализировать спрос. Второе. Россияне не знают, как правильно позиционировать свой продукт на китайском рынке с учетом менталитета и на каких выставках следует проводить презентации. Третье. Большинство испытывают сложности с логистикой и прохождением таможни, а особенно с сертификацией. Четвертое. Не умеют пользоваться китайскими поисковыми системами в интернете, хотя без этого продвигать свой продукт весьма сложно».

Что китайцу и русскому хорошо

Действительно, что касается интернета, слова Анны Королевой подтвердили остальные спикеры. Оказывается, для жителей КНР наличие качественного сайта служит одним из показателей уровня вашей компании.

Таким образом, если вы планируете работать с Китаем, будьте готовы к тому, что ваш сайт будет изучаться самым тщательным образом вплоть до момента регистрации доменного имени. Китайские партнеры известны своей скрупулезностью когда дело касается сотрудничества. Они достаточно недоверчивы к новичкам, поэтому начинающим бизнесменам можно посоветовать заранее заручиться рекомендациями от тех людей, кто уже ведет дела в Китае. Как это сделать, спросите вы. Наверное, не ошибусь, если посоветую чаще посещать такие коммуникационные площадки как Oconnet.

Внимательно слушать выступления реальных бизнесменов. Задавать вопросы и получать уникальную информацию «из первых уст». В других условиях акулы рынка вряд ли будут делиться с вами собственными рецептами успеха. А успех невозможен без учета ментальности китайских партнеров.

Например, знаете ли вы, что ваши шансы подружиться с китайскими партнерами станут намного выше, если вы лично прибудете к ним с визитом и привезете в подарок берестяные лапти и балалайку? Категорически нельзя дарить часы и любую символику с цифрой 4.

Китайцы высоко оценят ваше стремление изучить их язык и культуру. Пересильте себя и попытайтесь хотя бы выучить самые важные бизнес-фразы, потому что китайцы — мастера торговаться. И соответственно уважают тех, кто обладает тем же качеством.

Научитесь контролировать свои эмоции и «сохранять лицо даже при плохой игре». При планировании обязательно учитывайте национальные торжества и праздники, потому что китайский новый год может преподнести вам сюрпризы. Традиционно многие рабочие разъезжаются в этот праздник по своим семьям, и так бывает, что к началу работы в следующем году возвращаются не все, и персонал приходится набирать заново.

Открывая свой бизнес в КНР, заручитесь поддержкой опытного юриста со знанием специфики. Ибо при желании вызвать в суд своего партнера при нарушении договоренности (а все подобные дела рассматриваются в китайском суде), суд примет сторону земляка. В Китае очень сильные юристы. Госпожа Юань И рассказала о прецеденте, когда китайскому подданному удалось отсудить у Appleвесьма кругленькую сумму, несмотря на мощный юридический штат корпорации.

Из России в Китай с любовью

На сегодняшний день Россия занимает 15 позицию в рейтинговой двадцатке основных торговых партнеров Китая. В 2015 году российский экспорт в Китай составил 33,8 млрд долларов: нефть, уголь, железная руда, древесина. Из Китая в Россию было импортировано машинно-технической продукции на сумму 34,8 млрд долларов.

В выступлениях спикеров на Форуме неоднократно прозвучала фраза «открывать российско-китайское производство в России сейчас выгоднее чем в Китае из-за падения рубля и низкой заработной платы россиян, в то время как в Китае заработная плата считается довольно высокой плюс государство практикует стабильные социальные выплаты, что привело к трудностям с набором дешевой рабочей силы». Следовательно, не за горами то время когда Россия станет поставлять в Китай дешевую продукцию, а не наоборот как было раньше.

С другой стороны, производство в Китае отличается быстрыми сроками выполнения заказа за счет механизации труда. В Китае предлагается очень широкий ассортимент как дорогого так и дешевого оборудования. До недавнего времени в минус Китаю указывали слишком большое плечо доставки, но с вхождением на рынок крупных компаний по логистке данный недостаток нивелировался. К плюсам китайского производства относится минимум бюрократических препонов и возможность возврата НДС при совершении сделки в юанях.

Время покажет, на какой территории бизнесмены остановят свой выбор в итоге для создания своего производства. Также с большой вероятностью можно прогнозировать увеличение взаимного интереса в сфере агробизнеса. На сегодняшний день на территории РФ во многих крупных АПК и частных хозяйствах для защиты и повышения урожая применяется инновационный препарат «Агропол», созданный российско-китайскими производителями.
Благодарим российско-китайский Деловой клуб «Москва-Пекин» за приглашение на VII Форум «Бизнес с Китаем».

Источник: Портал АГРОXXI