«Красные маршруты» переориентируют на российского потребителя

Один из федеральных туроператоров 16 июня запускает маршруты по Транссибу для туристов из КНР. Каждые два дня к регулярным поездам будут цеплять дополнительные вагоны по направлениям Манчжурия-Чита-Улан-Удэ-Иркутск-Екатеринбург и Красноярск-Новосибирск-Москва. Планируется, что по ним проедут порядка 5 тысяч жителей Поднебесной. Стоимость тура Чита-Екатеринбург с двухдневным проживанием в городах составит 9 тысяч юаней или 100 тысяч рублей. Как уверяют организаторы, по китайским меркам это очень дешево, поэтому путевки разбирают охотно.

Прежде чем запустить на рынок продукт, китайские туроператоры апробировали его на себе: посетили шесть российских городов в трех федеральных округах и оценили местную инфраструктуру. Первое место, по их отзывам, поделили Екатеринбург и Новосибирск. В частности, столице Урала поставили «отлично» за отели, русскую кухню и квалификацию гидов. Среди объектов показа китайцы особо выделили Ельцин-центр и музей военной техники в Верхней Пышме. Попросили добавить в маршрут посещение обелиска на границе Европы и Азии и торговые центры. А вот традиционные для УрФО туристические темы (декабристы, гибель последнего русского царя и т.п.) особого интереса у восточных соседей не вызвали.

Среди выявленных проблем — отсутствие привычной еды (местные китайские рестораны сами жители Поднебесной не признают аутентичными) и экскурсоводов-переводчиков. Аккредитованных специалистов катастрофически не хватает, заказы перехватывают китайские студенты, обучающиеся в российских вузах. Чаще всего работают они нелегально, налоги не платят, а услуги оказывают некачественно. Уровень знаний некоторых таких «гидов» в области российской истории и культуры приводит профессионалов в шок.

По данным ассоциации «Мир без границ», в прошлом году за границей побывало 120 миллионов китайских путешественников. Из них в России — почти 1,12 миллиона человек, что на 87 процентов больше, чем в 2014-м. Подавляющее большинство посетило РФ по упрощенному безвизовому режиму, то есть в составе тургрупп.

Половину турпотока традиционно забирают на себя Москва и Санкт-Петербург. Попытка расширить географию за счет других территорий была предпринята в 2012 году, когда появилось соглашение о формировании межрегионального «Красного маршрута». В него, помимо двух столиц, вошли Ульяновск и Казань, связанные с именем Владимира Ленина. Но оказалось, что интерес рядового китайского туриста к биографии вождя мирового пролетариата не так высок, как к местам, которые посетили Мао Цзэдун и другие партийные деятели КНР. Поэтому турпакет решили расширить за счет других российских городов — так к соглашению присоединились Свердловская область и Пермский край, на очереди — Новосибирская область.

— К сожалению, практика показала, что между участниками проекта сохраняется разобщенность, слаб обмен информацией. Есть активные территории, которые предлагают совместные мероприятия, есть те, кто реализует программы сам по себе. Представление о целевой аудитории размыто, сужение задач, географии и тематики отражается на результатах, — констатирует Светлана Ануфриенко, федеральный куратор «Красного маршрута».

Среди факторов, препятствующих эффективному развитию межрегионального проекта, — нехватка информации о нем в Китае. Одного промоофиса «Visit Russia» в Пекине и планирующегося к открытию в Шанхае явно недостаточно. Кроме того, у китайского туристического рынка существует особенность: там нужно продвигать продукт не столько конечному потребителю, сколько администрациям провинций, формирующим заявки на групповые туры, или властям федерального уровня.

К примеру, большая часть туристов, посетивших в прошлом году Средний Урал, — федеральные чиновники и крупные бизнесмены, ведь КНР выступила официальным партнером международной промышленной выставки ИННОПРОМ в Екатеринбурге. В 2016-м на той же площадке состоится Российско-Китайское ЭКСПО, ожидается, что делегация из Поднебесной составит порядка двух тысяч человек.

— У этой категории гостей довольно высокие требования к инфраструктуре, сервису. Кроме того, их поведение сильно регламентировано. Особо привлекают деловых людей интерактивные программы с местной спецификой (например, добыча, обработка поделочных и полудрагоценных камней), военная техника и шопинг. Два отеля Екатеринбурга аккредитованы по программе China Friendly («Дружественный Китаю»), восемь туркомпаний — для безвизового обмена туристами, — отмечает Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма Свердловской области.

В Ульяновске, который, к слову, является правообладателем зонтичного бренда «Красный маршрут», решили дополнить путешествия по ленинским местам арт-турами по истории советского авангарда и международным образовательным проектом для студентов, изучающих русский язык. В Санкт-Петербурге нашли свою изюминку: деятельность китайских революционеров в Петрограде. Пермь позиционирует себя как родина матери Владимира Ильича. Кроме того, этот край пережил три волны китайской эмиграции, именно здесь в гражданскую войну формировались китайские красные полки, воевавшие с Колчаком. Новосибирск и Екатеринбург делают ставку на советское историческое наследие. В частности, в Ельцин-центре собрана политическая экспозиция 1990-х годов, а в новосибирском музее СССР — бытовая.

— Целое поколение выросло после развала Советского Союза, им очень важно узнать, что и как происходило в то время. Для людей постарше это способ поностальгировать. Сегодня в российском обществе есть активный запрос на патриотическую тематику, поэтому мы предлагаем расширить «Красный маршрут», переориентировав его на внутреннюю аудиторию, и выработать общую программу его продвижения. А также создать ассоциацию регионов-участников программы, чтобы распределить задачи и ответственность. Китайские путешественники останутся потребителями «красных» туров, но всего лишь в одном из сегментов, — говорит Светлана Ануфриенко.

Еще один способ расширить аудиторию «Красного маршрута» — воспитать ее. Так, в 2016-м стартовал международный туристско-образовательный проект «Узнай Россию», цель которого — познакомить с нашей страной зарубежных подростков и сформировать в них лояльность российской культуре.

— Взрослые привыкли жить в очень жестком темпе, они быстро утомляются от исторических фактов, а дети еще хорошо внимают гидам, — поясняет Ольга Бирюкова, руководитель Центра евразийского сотрудничества и развития. — В перспективе российские туроператоры смогут создать агломераты с европейскими, чтобы туристы из Юго-Восточной Азии отправлялись в Европу транзитом через нашу территорию.

Источник: Российская газета