В Китае растет спрос на продукцию из России

Об этом говорили в Москве в рамках делового семинара «Экспорт продуктов питания в КНР. Как войти в торговые сети Китая. Особенности, барьеры и пути их преодоления». Организатором мероприятия, которое состоялось 1 октября в отеле Marco Polo Presnja выступили Центр Евразийского сотрудничества и развития и официальный представитель ЦЕСИР в Китае ООО Китай-Консалтинг.

Потребительский рынок Китая – один из крупнейших и быстрорастущих в мире. Поставки продуктов питания пока составляют несущественную долю российского экспорта в КНР, однако, для них открыты серьезные перспективы. Связано это с усилившимся приростом населения страны,  урбанизацией, ростом покупательной способности и проблемами с экологией. Одной из причин стала и девальвация рубля. Совокупность этих и других факторов указывает на то, что потребность в продуктах из России в КНР будет возрастать. Сегодня Россия экспортирует в КНР алкогольные напитки, кондитерские изделия, муку и крупы, сухое молоко, подсолнечное масло и другие продукты питания. Растущей статьей экспорта в Китай из России является мед.

Несмотря на повышенный интерес к товарам из России, конкуренция на китайском рынке достаточно высока и выход на него затруднен. Для длительного взаимовыгодного сотрудничества с китайскими партнерами российскому бизнесу сегодня приходится осваивать новые инструменты.

Денис Воронко, генеральный директор ООО «Китай-Консалтинг» в рамках своего выступления отметил, что руководство КНР уже внедрило ряд специальных мер поддержки импорта и в сотрудничестве с китайскими торговыми и розничными сетями появились новые возможности. При поддержке правительства КНР создаются международные центры импортных продуктов питания, которые могут стать комфортным способом выхода на китайский рынок пищевой индустрии. Такие центры уже начинают свою работу в крупнейших городах Китая – Шэньчжэне и Шанхае, охватывая регионы с населением порядка 90 и 60 млн. человек. Создание этих центров призвано облегчить работу местных торговых сетей и заполнить нишу импорта. Также в Харбине будет создана специальная выставочная платформа для российских товаров в Китае, где российские производители товаров и услуг смогут представить их в выставочном зале и продвигать их через специально созданную систему по маркетингу в КНР. Эта выставочная платформа будет действовать в постоянном режиме. «Центр и юг Китая менее избалованы российскими продуктами, чем север и приграничные территории, поэтому являются более перспективным», – считает эксперт.

Один из способов быстро выйти на китайский рынок сбыта — участие в специализированных выставках в качестве экпонента. Однако не стоит забывать о том, что  такое участие это лишь один из первых шагов  в большой программе, после которого начинаются, звонки, поездки, переговоры, согласования с китайской стороной. Денис Воронко уверен, что приезжая на мероприятие в Китай компания должна принимать в нем активное участие — в рамках выставки обязательно организовывать презентации и дегустации своей продукции, что увеличит шансы на поиск партнеров и клиентов.

В ходе мероприятия руководитель Центра Евразийского сотрудничества и развития Ольга Бирюкова рассказала, как правильно выбрать выставку для презентации товара. «В зависимости от вида вашего продукта, необходимо выбирать и соответствующие выставки. Например, мёд лучше отнести не к обычной продуктовой выставке, а к продуктам органического происхождения, продукции здорового питания. Также нужно учитывать, что в Китае первые дни выставки посещают в основном зеваки, в последующие же дни вероятность встретить потенциальных партнеров, с которыми возможно выстроить долгосрочное сотрудничество, существенно выше», – сообщила она.

Ольга Бирюкова отметила, что, несмотря на существующие заблуждения, некоторые российские продукты питания, такие как мёд, квас, соки, детское питание, достаточно хорошо известны в КНР. Что касается мёда, то встречаются даже специалисты, разбирающиеся в различных его сортах.

Китай практически исчерпал свои сельскохозяйственные ресурсы, поэтому возрастающим спросом в Китае пользуются экологически чистые, безвредные продукты питания. По словам Дениса Воронко для китайского потребителя очень важна именно польза продукта для здоровья, что безусловно нужно отражать на этикетке продукции, экспортируемой в Китай. Также китайцы отдадут предпочтение аутентичным продуктам в яркой упаковке и брендам с историей. При выходе на китайский рынок необходимо учитывать и  особенности потребления продуктов питания в Китае. Однако уже сейчас российская продукция сталкивается с проблемой искажения представлений о ней — китайцы подделывают российский продукт, например шоколад, муку, мёд. Хотя КНР — один из самых крупных производителей и экспортеров меда в мире, китайский мед очень низкого качества и его неохотно используют кондитерские, медицинские и косметические компании. Напротив, свойства российского меда высоки, и недобросовестные китайские производители часто выдают собственный продукт за российский, чем вредят репутации наших экспортеров. Еще один пример — когда в Китае стал популярен русский квас, борьбу за рынок сбыта этого напитка развернули крупные китайские компании. Но напиток, производимый этими компаниями, лишь отдаленно напоминает традиционный русский квас и доверие к нему упало. Также есть проблемы с контрафактной продукцией из России, которая зачастую просрочена и имеет нетоварный вид, что также подрывает ее авторитет у китайцев.

Не менее важно при выходе на китайский рынок сбыта учитывать продвижение и позиционирование бренда. «То, что продукция производится в России – это уже большой плюс при выводе бренда на китайский рынок», – считает Вадим Тылик, президент «Дальневосточной ассоциации качества и развития рекламы и маркетинга». По словам эксперта существует множество инструментов продвижения продукции на китайский рынок. Например, очень важным и стратегическим инструментом может стать сайт, который хорошо проиндексирован в местных поисковых системах, адаптирован под  китайского потребителя и хорошо переведен.

Центр Евразийского сотрудничества и развития и в дальнейшем будет помогать экспортно-ориентированным компаниям выходить на рынки Китая, проводя подобные образовательные семинары, встречи, деловые выезды за рубеж и другие мероприятия. Центру в этом оказывают постоянную экспертную поддержку ведущие специалисты в области торгово-экономического сотрудничества с азиатскими странами.

Пока Китай открыл для российских производителей не весь рынок — есть ограничения на поставки из России в Китай зерна, мяса, молочных и некоторых других продуктов, но уже сейчас снятие запретов и ограничений  активно обсуждается и для их снятия необходимо только  выполнить ряд условий. В этом случае для российских производителей откроются новые возможности.

Источник: Журнал «Россия и Китай»